Моделирование - основной метод познания химии
Химики изучают микромир с помощью уникального метода моделирования. Познакомимся с этим методом сначала на простых примерах.
В первые годы жизни ребенок начинает активно познавать окружающуий мир.
Он взаимодействует с окружающим миром, сталкивается с разнообразными
явлениями и с их моделями. Например, ребенок видит, как по дороге едет
автомобиль. Для него это важное явление. Во время поездок с родителями
он приобретает собственный опыт автомобильных путешествий, знакомится
со многими фактами: автомобиль имеет четыре колеса, управляется
водителем, в процессе движения шумит, а иногда — гудит.
Когда ребенку дарят игрушечный автомобиль, он, играя с ним, подражает
его работе — передвигает машину, издает звуки, воспроизводя шум
двигателя.
В этом примере настоящий автомобиль
представляет собой реальный объект, или реальность, игрушечный же —
модель реального автомобиля, в той или иной мере отражающую его
свойства. Изучая модель (игрушку), ребенок познает реальный автомобиль.
Настоящий автомобиль и модель автомобиля.
На первых этапах развития ребенок почти не видит
никаких противоречий между реальным автомобилем и его моделью. В
процессе игры в голове ребенка создается другая, уже воображаемая
модель. Он представляет, как сам едет в автомобиле. Новая модель
совершеннее, чем игрушечный автомобиль. Воображаемая модель большая и
движется сама. Таким образом, в голове ребнека формируется новая
модель, лишенная недостатков самой игрушки.
Но
со временем игрушечная модель автомобиля перестает уже увлекать
ребенка. Он начинает замечать несоответствие реального автомобиля и его
модели. Во-первых, у реального автомобиля октрываются двери, под
капотом у автомобиля находится двигатель. У игрушки двери и капот
вообще не открываются. Эти факты становятся существенными.
Таким образом, в процессе игры ребенок постоянно познает реальные
объекты. При переходе от одной модели к другой для него становятся
важными факты, которым он ранее не придавал значения. Модель (игрушка)
позволяет создать в воображении новые модели, обладающие еще большим
соответствием с реальным объектом.
Моделирование
— один из способов познания реального мира. При моделировании
представления об изучаемом объекте строятся не путем непосредственного
наблюдения, а по косвенным данным. Модель может быть выполнена из
какого-либо материала, а может существовать только в нашем
воображением. Уточнение или перестроение модели происходит при встрече
с фактами, противоречащими построенной модели.
В
процессе научного исследования, так же как и в приведенном примере,
строятся модели, которые перестраиваются под влиянием новых
экспериментальных фактов. В химии любые теоретические представления и
мире вещей и реакциях — это не что иное, как модели веществ и реакций.
При обнаружении новых фактов, противоречащих теоретическим
представлениям, перестраиваются сами теоретические представления о
действительности, т. е. модели.
Внутреннее
устройство веществ и сущность химических реакций скрыты от глаз
человека. За микромиром невозможно наблюдать непосредственно.
Химики изучают микромир с помощью уникального метода моделирования. Познакомимся с этим методом сначала на простых примерах.
В первые годы жизни ребенок начинает активно познавать окружающуий мир.
Он взаимодействует с окружающим миром, сталкивается с разнообразными
явлениями и с их моделями. Например, ребенок видит, как по дороге едет
автомобиль. Для него это важное явление. Во время поездок с родителями
он приобретает собственный опыт автомобильных путешествий, знакомится
со многими фактами: автомобиль имеет четыре колеса, управляется
водителем, в процессе движения шумит, а иногда — гудит.
Когда ребенку дарят игрушечный автомобиль, он, играя с ним, подражает
его работе — передвигает машину, издает звуки, воспроизводя шум
двигателя.
В этом примере настоящий автомобиль
представляет собой реальный объект, или реальность, игрушечный же —
модель реального автомобиля, в той или иной мере отражающую его
свойства. Изучая модель (игрушку), ребенок познает реальный автомобиль.
Настоящий автомобиль и модель автомобиля.
На первых этапах развития ребенок почти не видит
никаких противоречий между реальным автомобилем и его моделью. В
процессе игры в голове ребенка создается другая, уже воображаемая
модель. Он представляет, как сам едет в автомобиле. Новая модель
совершеннее, чем игрушечный автомобиль. Воображаемая модель большая и
движется сама. Таким образом, в голове ребнека формируется новая
модель, лишенная недостатков самой игрушки.
Но
со временем игрушечная модель автомобиля перестает уже увлекать
ребенка. Он начинает замечать несоответствие реального автомобиля и его
модели. Во-первых, у реального автомобиля октрываются двери, под
капотом у автомобиля находится двигатель. У игрушки двери и капот
вообще не открываются. Эти факты становятся существенными.
Таким образом, в процессе игры ребенок постоянно познает реальные
объекты. При переходе от одной модели к другой для него становятся
важными факты, которым он ранее не придавал значения. Модель (игрушка)
позволяет создать в воображении новые модели, обладающие еще большим
соответствием с реальным объектом.
Моделирование
— один из способов познания реального мира. При моделировании
представления об изучаемом объекте строятся не путем непосредственного
наблюдения, а по косвенным данным. Модель может быть выполнена из
какого-либо материала, а может существовать только в нашем
воображением. Уточнение или перестроение модели происходит при встрече
с фактами, противоречащими построенной модели.
В
процессе научного исследования, так же как и в приведенном примере,
строятся модели, которые перестраиваются под влиянием новых
экспериментальных фактов. В химии любые теоретические представления и
мире вещей и реакциях — это не что иное, как модели веществ и реакций.
При обнаружении новых фактов, противоречащих теоретическим
представлениям, перестраиваются сами теоретические представления о
действительности, т. е. модели.
Внутреннее
устройство веществ и сущность химических реакций скрыты от глаз
человека. За микромиром невозможно наблюдать непосредственно.