Ребята, с сегодняшнего дня мы начинаем изучать электронные таблицы.
Вы узнаете, для чего они нужны, где их можно использовать. Научитесь производить различные вычисления, строить графики и диаграммы, работать с простыми базами данных.
На сегодняшнем уроке вы:
узнаете, когда и кем были созданы первые электронные таблицы;
узнаете основные возможности электронных таблиц;
познакомитесь со структурой и основными элементами электронных таблиц;
научитесь перемещаться по таблице и поймете, насколько велика таблица.
Появление электронных таблиц (ЭТ) связано с многочисленными ошибками, которые возникали при обработке больших массивов данных и последующих перерасчетах. Идея создания ЭТ принадлежит студенту Гарвардского университета Дэну Бриклину, который допустил ошибку (уже в который раз!), выполняя скучные экономические вычисления. Основная проблема заключалась в том, что при изменении какой-то одной цифры приходилось пересчитывать все производные от нее величины.
Он предложил своему другу-программисту Бобу Франкстону создать программу, которая бы сама производила вычисления на основе исходных данных.
Так в 1979 г. появляется первая электронная таблица VisiCalc (Visible Calculator), с помощью которой можно быстро и точно произвести перерасчет.
Наиболее удачными и популярными стали электронные таблицы (или табличный процессор) Excel, разработанные компанией Microsoft в 1987 году.
В настоящее время большую популярность приобрели свободно распространяемые электронныt таблицы, входящие в состав пакетов OpenOffice и NeoOffice/
Мы будем работать с электронными таблицами OpenOffice, NeoOffice или Microsoft Excel. Несмотря на незначительные отличия, все эти программы имеют схожий набор функций и интерфейс. Максимальный набор функций - у платной программы Microsoft Excel.
Применение электронных таблиц упрощает работу с данными. Расчёт по заданным формулам выполняется автоматически. А изменение содержимого какой-либо ячейки приводит к перерасчёту значений всех ячеек, которые связаны с ней при помощи разнообразных формул.
Электронные таблицы используются во всех сферах человеческой деятельности, но особо широко используются для проведения математических, экономических и бухгалтерских расчётов, работы с небольшими базами данных.
Основные возможности электронных таблиц:
ввод и редактирование табличных данных;
вычисления по формулам, автоматизация процесса вычислений;
оформление таблиц и отчетов;
построение графиков и диаграмм;
работа с простыми базами данных и их обработка (сортировка данных, отбор данных по условию и т.д.);
решение оптимизационных задач;
печать итоговых документов.
Подготовка к работе!1. Откройте OpenOffice, щелкнув на Dock по пиктограмме:Файлы электронных таблиц, созданных в OpenOffice, имеют расширение .ods, Excel создает файлы с расширением .xls
2. В открывшемся окне из списка документов выберите тип создаваемого документа Электронная таблица:Рис.1
3. Вы увидите электронную таблицу, познакомьтесь с ее структурой:
Рис.2
4. Еcли вы не видите Панель форматирования и Стандартную панель, отобразите их при помощи меню Вид/Панели инструментов.
Если же не видна Панель формул, то вывести ее надо при помощи команды Вид/Панель формул:
Ребята, обратите внимание: строка меню и основные панели электронной таблицы (стандартная и форматирования) очень похожи на аналогичные панели текстового редактора, с функциями которых вы уже хорошо знакомы. Появилось несколько новых кнопок для работы с числами и формулами.
Строка меню отличается только командой Данные вместо команды Таблица. Если вы выведите на экран панель Рисование, то увидите, что она ничем не отличается от хорошо знакомой вам панели Рисования текстового редактора.Строка меню
содержит все команды, выполняемые в данной программе.
Стандартная панель инструментов
содержат кнопки команд для работы с файлами, буфером обмена, разнообразными функциями
Панель Форматирование содержит кнопки для форматирования ячеек и представления чисел в различных форматах
Строка формул (новый элемент!)
предназначена для отражения вводимых в текущую ячейку данных. Адрес текущей ячейки отражается в поле Имя активной ячейки (адресном поле). В строке формул можно посмотреть и отредактировать хранимую в ячейке формулу; в самой ячейке пользователь видит только результат вычисления по формулам.
Заголовки столбцов обозначаются ЛАТИНСКИМИ буквами (от A до Z, затем двойная или тройная нумерация)
Заголовки строк обозначаются ЧИСЛАМИ
Рабочее поле содержит главную часть электронной таблицы - ячейки
Ярлыки листов позволяют переходить от одного листа рабочей книги к другому
Вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки предназначены для перемещения окна по электронной таблице вправо/влево, вниз/вверх
Строка подсказки отражает текущий режим работы табличного процессора. Здесь же выводятся сообщения пользователю о возможных действиях при данном состоянии таблицы.
Вы узнаете, для чего они нужны, где их можно использовать. Научитесь производить различные вычисления, строить графики и диаграммы, работать с простыми базами данных.
На сегодняшнем уроке вы:
узнаете, когда и кем были созданы первые электронные таблицы;
узнаете основные возможности электронных таблиц;
познакомитесь со структурой и основными элементами электронных таблиц;
научитесь перемещаться по таблице и поймете, насколько велика таблица.
Идея создания электронной таблицы возникла в 1979 г.1. История создания электронных таблиц
Появление электронных таблиц (ЭТ) связано с многочисленными ошибками, которые возникали при обработке больших массивов данных и последующих перерасчетах. Идея создания ЭТ принадлежит студенту Гарвардского университета Дэну Бриклину, который допустил ошибку (уже в который раз!), выполняя скучные экономические вычисления. Основная проблема заключалась в том, что при изменении какой-то одной цифры приходилось пересчитывать все производные от нее величины.
Он предложил своему другу-программисту Бобу Франкстону создать программу, которая бы сама производила вычисления на основе исходных данных.
Так в 1979 г. появляется первая электронная таблица VisiCalc (Visible Calculator), с помощью которой можно быстро и точно произвести перерасчет.
Наиболее удачными и популярными стали электронные таблицы (или табличный процессор) Excel, разработанные компанией Microsoft в 1987 году.
В настоящее время большую популярность приобрели свободно распространяемые электронныt таблицы, входящие в состав пакетов OpenOffice и NeoOffice/
В повседневной жизни человек постоянно использует таблицы: дневник в школе, расписание электричек, расписание занятий и т.д. Персональный компьютер расширяет возможности использования таблиц за счёт того, что позволяет не только представлять данные в электронном виде, но и обрабатывать их.Электронная таблица – это средство для обработки, хранения числовых данных, построения графиков и диаграмм, работы с базами данных.2. Основные возможности электронных таблиц
Мы будем работать с электронными таблицами OpenOffice, NeoOffice или Microsoft Excel. Несмотря на незначительные отличия, все эти программы имеют схожий набор функций и интерфейс. Максимальный набор функций - у платной программы Microsoft Excel.
Применение электронных таблиц упрощает работу с данными. Расчёт по заданным формулам выполняется автоматически. А изменение содержимого какой-либо ячейки приводит к перерасчёту значений всех ячеек, которые связаны с ней при помощи разнообразных формул.
Электронные таблицы используются во всех сферах человеческой деятельности, но особо широко используются для проведения математических, экономических и бухгалтерских расчётов, работы с небольшими базами данных.
Основные возможности электронных таблиц:
ввод и редактирование табличных данных;
вычисления по формулам, автоматизация процесса вычислений;
оформление таблиц и отчетов;
построение графиков и диаграмм;
работа с простыми базами данных и их обработка (сортировка данных, отбор данных по условию и т.д.);
решение оптимизационных задач;
печать итоговых документов.
А теперь пришло время открыть электронную таблицу и установить удобный для работы режим.3. Создание электронной таблицы. Структура рабочего окна
Подготовка к работе!1. Откройте OpenOffice, щелкнув на Dock по пиктограмме:Файлы электронных таблиц, созданных в OpenOffice, имеют расширение .ods, Excel создает файлы с расширением .xls
2. В открывшемся окне из списка документов выберите тип создаваемого документа Электронная таблица:Рис.1
3. Вы увидите электронную таблицу, познакомьтесь с ее структурой:
Рис.2
4. Еcли вы не видите Панель форматирования и Стандартную панель, отобразите их при помощи меню Вид/Панели инструментов.
Если же не видна Панель формул, то вывести ее надо при помощи команды Вид/Панель формул:
Ребята, обратите внимание: строка меню и основные панели электронной таблицы (стандартная и форматирования) очень похожи на аналогичные панели текстового редактора, с функциями которых вы уже хорошо знакомы. Появилось несколько новых кнопок для работы с числами и формулами.
Строка меню отличается только командой Данные вместо команды Таблица. Если вы выведите на экран панель Рисование, то увидите, что она ничем не отличается от хорошо знакомой вам панели Рисования текстового редактора.Строка меню
содержит все команды, выполняемые в данной программе.
Стандартная панель инструментов
содержат кнопки команд для работы с файлами, буфером обмена, разнообразными функциями
Панель Форматирование содержит кнопки для форматирования ячеек и представления чисел в различных форматах
Строка формул (новый элемент!)
предназначена для отражения вводимых в текущую ячейку данных. Адрес текущей ячейки отражается в поле Имя активной ячейки (адресном поле). В строке формул можно посмотреть и отредактировать хранимую в ячейке формулу; в самой ячейке пользователь видит только результат вычисления по формулам.
Заголовки столбцов обозначаются ЛАТИНСКИМИ буквами (от A до Z, затем двойная или тройная нумерация)
Заголовки строк обозначаются ЧИСЛАМИ
Рабочее поле содержит главную часть электронной таблицы - ячейки
Ярлыки листов позволяют переходить от одного листа рабочей книги к другому
Вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки предназначены для перемещения окна по электронной таблице вправо/влево, вниз/вверх
Строка подсказки отражает текущий режим работы табличного процессора. Здесь же выводятся сообщения пользователю о возможных действиях при данном состоянии таблицы.